Темп современной жизни возрастает всё больше, и всё чаще мы сталкиваемся со стрессом. Это состояние, когда человек и на физическом, и на психическом уровне оказывается под давлением, вынужден действовать в напряжённой ситуации. Иногда стресс бывает полезен для организма, побуждая к мобилизации всех сил и способностей.
Таким стрессом для организма, фактически, является, например, утренняя зарядка, способствующая выбросу адреналина и пробуждающая организм к активным действиям. В критических ситуациях, к примеру, если перед вашей машиной неожиданно появляется пешеход, стресс также необходим, чтобы обеспечить спасительную быстроту и чёткость реакции.
Но если давление становится постоянным, стрессовое состояние превращается в хроническое, а нагрузка – в непосильную. Работоспособность падает, и могут появиться симптомы недомогания. Часто источником таким постоянным источником стресса становится работа, особенно если она предполагает большую меру ответственности.
Однако, стресс вызывает, как правило, не работа в целом, а отдельные события – стрессоры, то есть факторы стресса. И существует стратегия, которая позволит существенно снизить присутствие этих факторов в вашей жизни.
Первый шаг в борьбе с любой неприятностью – чётко понять, в чём именно она заключается. Ведь то, что для одного – источник сильнейшего стресса, для другого – нормальная рабочая среда. (Так по-разному люди могут реагировать, например, на «творческий беспорядок» на рабочем столе). Понаблюдайте за собой в течение хотя бы одного дня, а вечером честно вспомните все случаи, когда вы были раздражены, и запишите их. Лучше, конечно, если вы посвятите такому самонаблюдению несколько дней. Это может потребовать некоторого напряжения, но, поверьте, овчинка стоит выделки.
Следующий этап работы – выявление причин стресса. Они могут быть внешними или внутренними. Задумайтесь, почему возникает та или иная неприятная ситуация и почему она неприятна вам. Внешними причинами раздражения могут быть, например, неправильная организация работы или нехватка времени, а внутренними – чувство вины, беспокойство, неуверенность в себе.
Проанализировав список ваших стрессоров, вы, скорее всего, увидите, что их воздействие можно обобщить до нескольких внешних факторов. Так вы увидите общую картину и поймёте, какой фактор – ваш главный противник. Для очень большого числа людей это нехватка времени.
Очень часто не хватает времени (или кажется, что не хватает) на то, чтобы отдыхать, или нормально питаться, или общаться с людьми, или выполнять все необходимые задачи… Но мы хозяева своего времени в большей степени, чем обычно сами считаем. Практически в любой ситуации можно составить такой распорядок, чтобы нехватка времени перестала вызывать стресс. Три главных принципа здесь – разграничение, планирование, перепоручение.
Под разграничением имеется в виду строгое отделение работы от личной жизни. Конечно, это не значит, что вы не должны ни с кем говорить о работе, но нельзя приносить с работы в дом свои негативные эмоции. С другой стороны, и на работе не следует терять время на личные вопросы, потому что на то, чтобы сконцентрироваться вновь уйдёт неоправданно много времени. Если такое разграничение вызывает у вас трудности, придумайте какой-нибудь ритуал, вроде небольшой прогулки, который служил бы границей между рабочим и личным временем.
В планировании наибольшее значение имеет оценка важности дел. Составление с утра списка дел на день и расстановка их в порядке важности займёт несколько минут, а экономия времени будет немалой. Помните, что большие задачи лучше вносить в список, дробя на несколько малых: незавершённые задачи вызывают подсознательное беспокойство и ведут всё к тому же стрессу.
Не забывайте о том, чтобы вносить план резервное время, иначе всё расписание может рухнуть от любой мелочи. Оценка важности дел поможет вам понять, что можно отложить или перепоручить. Это действительно важное умение, ведь если вы хотите делать и контролировать всё, что только можно, нет ничего странного в том, что стресс стал вашим постоянным спутником.
Ваше отношение к работе, конечно, тоже является важным фактором. Поэтому при оценке важности дел учитывайте не только прямую необходимость, но и свои личные интересы и перспективы роста.
Освоив эффективное планирование, вы сможете перейти от непосредственный реакций на требования обстоятельств к их предугадыванию и составлению плана наперёд. Это позволит не только повысит работоспособность, но и позволит выполнять ту же работу, что и раньше, с меньшими затратами, и рабочее место окончательно перестанет быть для вас одним из главных стрессоров.
© Автор: Мария Романова специально для LadyDiary.ru
Похожие записи:
Работа, работа и снова работа – вот верный путь к тяжелейшему стрессу. Посвящать своей рабо... | Почему одни успешно управляют коллективами людей и формируют общественное мнение, в то время как ... |
Период стресса приносит с собой не только подавленное настроение, но и зачастую лишние килограммы... | Внутренние процессы женского организма образуют крайне тонкий механизм и теснейшим образом взаимо... |