«Мужчины нынче перевелись, и где же они, эти «рыцари» и «принцы», описанные в литературе, мелькающие на экранах телевизоров?» Эту фразу часто можно услышать от девушки или женщины. И где бы такая женщина не находилась: в кабинете психолога или в гостях у подруги – везде присутствует тоска по Герою… Великому мужчине или Рыцарю…
Рассмотрим эту проблему с точки зрения психолога.
Проблема взаимоотношения полов перекликается с архетипом Принца и превращения из Золушки в Принцессу.
Из грязи в князи
Образ Золушки полярен: с одной стороны - служанка-плебейка, с другой - принцесса-богачка. Такое социальное расслоение формирует бессознательную веру в чудо. Суть метаморфозы Золушки перекликается с эффектом энантиодромии, открытым древнегреческим философом Гераклитом. Энантиодромия – это смена любого явления на противоположное.
Можно рассматривать энантиодромию Золушки, как комплекс неполноценности, сочетание инфантильности и стремления к власти.
Гадкий утенок
Сказка Андерсена о гадком утёнке, превратившемся в лебедя, стала почти нарицательным выражением. У многих девочек с детства наблюдается явно негативное отношение к своей внешности, впрочем, как и формам своего тела у взрослых женщин. Они преувеличивают свои физические недостатки, и это является препятствием в отношениях с мужчинами. Отсюда избегание новых знакомств и вечеринок. Карл Юнг называет это родительским комплексом, когда строгие родители делают из женщины затворницу, осуждают её сексуальность. Мечты о превращении в «самодостаточную красавицу», «свободного лебедя» или «Золушку» становятся защитным механизмом.
В сказке «Золушка» персонаж злой мачехи соотносится с родительским надзором, тираничной матерью. В этом случае девушка вынуждена компенсировать свой психологический дискомфорт фантазиями о Принце-Спасителе.
Платья и перья
Крылья прекрасного лебедя, также как и красивый и очаровательный наряд Золушки, можно трактовать как украшения какой-нибудь кокотки или сексуально-раскрепощённой женщины. Внезапное преображение внешности - это элемент архетипа Эроса и психическая сущность женской чувственности.
Чтобы завоевать внимание и любовь, необходимо сначала стать красивой… Речь идёт именно о внешней, а не внутренней красоте. Золушке не требовалась пластическая операция, она и так была прехорошенькая, ей не нужно было сидеть на диете, она и так была стройна и изящна, и даже не надо было учиться хорошим манерам?.. Красивое платье, роскошная карета, хрустальные туфельки… А до этого Золушку никто не замечал.
Режим ожидания
В реальной жизни волшебниц не бывает? Но на роли источника волшебства могут претендовать и другие объекты, например, амулеты, вера в чудодейственные силы колдунов и экстрасенсов, любовная магия, школа обольщения и т.д.
Современная Золушка ведёт интенсивный поиск носителя мужского образа, которого вообще в реальном мире не существует. Но через некоторое время такие поиски заканчиваются разочарованием, крахом иллюзий и глубокой депрессией.
Поэтому легче просто ждать и мечтать...
А может, он сам "найдёт меня, такую умницу и красавицу?.."
Комплекс Золушки формирует тип женщин, которые находятся в состоянии ожидания, отличаются пассивностью и бездействием, что, в итоге, может лишить их обычного человеческого счастья, обрести которое можно в обычном браке по любви.
Право на защиту
Можно претендовать на вполне реальные персонажи, начиная с «крутых мужиков» и заканчивая и знаменитостями. Этот тип женихов окружает мифология и романтика. Но на деле такие женихи, как магнит, притягиваются только к уверенным в себе женщинам, а не закомплексованным «Золушкам».
Вернемся к сказочному сюжету «Золушка». В ней есть характерный мужской типаж, который является Отцом Золушки - «муж-подкаблучник», не способный ни содержать, ни защитить бедняжку. За неимением надёжного тыла в образе Отца, Золушка особенно остро осознаёт социальное неравенство и жестокость окружающего мира. Не трудно догадаться, что будь Золушка – более реальным, а не сказочным персонажем, то она готова была бы вступить в неравный брак с любым более или менее сильным мужчиной, будь то старый обрюзгший Купец, глупый капризный Принц или опытный и элегантный Казанова… Ведь Золушка нуждается в ни сколько в изящных туфельках, сколько в удобных домашних тапочках, но в доме, где она может стать хозяйкой и иметь «законную» привилегию быть защищаемой.
И зависимой! Вот незадача... Ведь право на защиту даётся временно, и стоит Золушке потерять своего Принца-опекуна, она снова станет слабой.
Зола и золото
Золушка покрыта золой, но под маской золы, надо полагать, должно быть нечто ценное, на что действительно можно обратить внимание. Сказочная Золушка переживает процесс трансформации внешности, а не личности. Но сможет ли реальная женщина, претендующая на роль жены Принца, снять маску, сбросить с себя Персону-Замарашку, и не оказаться женщиной, душа которой пуста или наполнена одной лишь корыстью? Ведь грязь и серость души нельзя навечно спрятать под блестящей мишурой.
Имя Золушка содержит двусмысленный корень «зол». «Зол» - золото, символ солнца и теплоты, высшее духовное начало. «Зол» - зола, грязь, прах, низшее начало. Поэтому Золушка – двулика и непредсказуема: какой станет скромная, униженная девушка, превратившись в царственную невесту? В терпеливую, любящую жену или алчную материальную особу? Ведь не зря, ослеплённая (роскошью?) Золушка позабыла, кто она есть на самом деле.
Получив волшебный дар и потеряв чувство времени, псевдо-принцессы действительно быстро теряют чувство реальности. Распоряжаться «волшебным» даром не просто, а тем более использовать во благо.
В последнее время психологи начали открыто поговаривать о дурном влиянии сказок о Золушке и всех её многочисленных кино- и мульти- разновидностей на становление полового поведения будущей женщины. Однако уже выросшие на «золушкиной» сказко-терапии девочки оставили целый пласт идей для психоаналитического исследования
© Автор: Софья Шишкина специально для LadyDiary.ru
Похожие записи:
Жизненный опус в защиту отечественных мужчин. Самых галантных и перспективных в мире. |
Стоит ли соглашаться на интимную близость на первом свидании? Мнение мужчин.
|
Гороскоп причин женского одиночества. Почему женщина не может выйти замуж, с точки зрения Астропс... | Удивительное превращение сахара и воды в сладкую, тягучую, шелковистую карамель – убедитель... |