Иранская свадебная церемония, несмотря на некоторые региональные отличия, возвращается к древней зороастрийской традиции. Хотя общее представление о браке значительно изменилось благодаря исламским обычаям, фактически подготовка к свадьбе и сама церемония остаются более или менее такими же, как в авестийскую эпоху.
Для иранцев свадьба – событие, которое надлежит праздновать торжественно в присутствии большого количества людей.
В прошлом все браки устраивали родители или старшие члены семьи. Сегодня такое все ещё встречается, обычно в сельских районах. Но, несмотря на то, что современные пары в делах любви обходятся без помощников, когда молодые решают для себя пожениться, позволение родителей с обеих сторон очень важно.
Родители жениха или близкие родственники берут на себя инициативу необходимых формальностей; спросить семью невесты о согласии на союз. Они направляются в дом невесты с цветами, конфетами, золотыми монетами, драгоценностями и просят её руки. Как только разрешение получено, объявляют о браке. В старые времена музыканты били в барабаны, тем самым оповещали жителей города или деревни о предстоящей свадьбе. Процессию, которая собиралась во время свадебной церемонии называли собранием для царственной невесты, невесту нарекали арус (белая). Белый – символ невинности, чистоты, верности.
Мужчины, разодетые в праздничные костюмы, несли подарки на головах в больших декорированных плоских вместилищах в дом невесты. Зеркало и канделябры, свечи, сладости, семена кардамона, розовую воду, хну, ткани, молитвенную циновку (джаманаз). Обряд все ещё можно наблюдать в деревнях.
Во время щедрого ужина, молодых объявляют помолвленными. Они обмениваются кольцами, золотыми, но без драгоценных камней. Дорогое обручальное кольцо, украшенное роскошными камнями, родители жениха посылают в дом невесты с женщинами, родственницами жениха.
С финансовой стороной дела разбираются, прежде чем отцы семейств заключат контракт. Понятно, что состоятельные семьи решают вопрос быстро, а вот семьи с небольшими средствами могут тянуть переговоры, о том, что должно быть заплачено по соглашению.
Семья жениха оплачивает все расходы на свадьбу, и чем выше социальное положение невесты, тем богаче должны быть банкеты и подарки, в особенности драгоценности. Хорошая иранская свадьба обходится приблизительно в сто тысяч долларов. Не каждый может позволить себе такую роскошь и последнее время правительство спонсирует массовые свадьбы. Можно вспомнить, что массовое бракосочетание имело место в далеком прошлом страны, Александр Македонский заставил своих высших военачальников жениться на персидских аристократках в Сузах.
«Свадьба праздновалась в соответствии с персидским обычаем. Для женихов расставили стулья, и после возлияний входили и садились невесты, каждая со своим женихом. Женихи привлекали их к себе и целовали; пример такой церемонии подал царь, дабы все бракосочетания происходили одновременно». Так писал римский историк Арриан во втором столетии н.э. Приданое за невест было заплачено из казны Македонского.
В 19 веке предсвадебные приготовления занимали много времени. Парам не разрешалось видеть друг друга до самой брачной ночи. Жених приходил в дом невесты неофициально часто, в надежде, что может хотя бы краешком из-за дверей или занавески он сможет взглянуть на свою будущую супругу. Переговоры с семьей жениха длись долго. Неспешно беседовали, пили чай или секэнджебин (сладкий напиток из сахара и уксуса), курили кальян.
Как только приходили к обоюдному согласию, наступало время для обряда «шеерне кхорэн» (поедание сладостей), который соблюдается и поныне. Через несколько дней невеста получала обручальное кольцо и платок, в ценной сумке (богхчех), вместе с набат (кристаллизованный сахар). Родственницы с обеих сторон шли к невесте и одна из них, со стороны жениха передавала невесте кольцо и покрывала её платком. Всё происходило под музыку и пение, но музыканты были исключительно женского пола.
Приглашенным на свадьбу мужчинам могли обратиться на словах, женщин приглашали персонально; родственницы или служанки будущей невесты отправлялись к ним в дом, приносили сладкие угощения, ногл (маленькие миндальные конфеты), семена кардамона, завернутые в шелковый платок и перевязанные атласным шнурком на небольшой стеклянной тарелке. Дамы ели сладости и выражали радость по поводу предстоящего события.
Иранская свадебная церемония
За три дня до свадьбы невесте удаляли волосы во всех возможных местах, на лице, на теле. Ритуал знаменовал переход от девичества к женственности. Процедуру выполняли с помощью специальных ниток, помещая их так, что волос был вырван вместе с корнем. Незамужние женщины не могли позволить себе даже выщипывать брови. Сегодня источник конфликта в том, что многие родители с традиционным укладом против того, чтобы девушки-подростки брили ноги, для которых - это вполне обычное дело и, прямо сказать, часть современной культуры. В то время как для родителей означает, что их дочь стала женщиной без мужа.
День перед свадьбой – банный. Невесту массажировали, тщательно удаляли омертвевшую кожу, втирали ароматические масла. Утром перед свадьбой ей делали макияж.
Свадьба проходит в два этапа, между которыми в прошлом, когда невеста была слишком молода, могли миновать годы. В современное время обычно всё происходит в один день.
Первая часть церемонии, правовая, называется агхд – узел. Согласовываются все денежные вопросы, установленный ранее выкуп за невесту (мэхр), гарантирующий ей безбедную жизнь, пункты, касающиеся многобрачия, прав женщины во время возможного развода и т.п. Все детали, конечно, оговорены раньше.
Вторая часть – празднования и банкеты, которые могут длиться от трех до семи дней.
У невесты и жениха, по крайней мере, хотя бы один свидетель. Обычно взрослые и женатые мужчины из родственников. Священник (мула) или другой мужчина, наделенный властью, исполняет юридическую часть церемонии. В религиозных семьях, мужчины остаются в смежной с невестой комнате, и будут говорить с ней, не видя её, или же лицо невесты закрыто.
Сначала спрашивают жениха о желании заключить брак. Когда спрашивают невесту, девушка должна выдержать паузу. К ней обращаются три раза, прежде чем она ответит. Заставлять жениха ждать означает показать то, что это он ищет жену, а не наоборот.
В богатых семьях, мать или сестра жениха передают невесте золотую монету или драгоценность, поощряя молодую сказать да. Как только она промолвит долгожданное «да», прочитаны стихи из священной книги, подписаны документы – начинается символическая торговля за невесту. Молодые обмениваются обручальными кольцами. Вслед за тем невесту буквально закидывают подарками, на которые муж в будущем не имеет никаких прав.
Софрех агхд
Обряд совершается в украшенной цветами комнате. Невеста и жених сидят перед накрытой и заставленной определенными предметами (софрех агхд) на полу «скатертью», под декоративным шелковым покрывалом, обращенные лицом к восходу солнца. «Скатерть» представляет кусок роскошной ткани, которую передают от матери к дочери. Всё происходит в течение дневного времени, в зороастрийской религии ночь отдана во власть враждебных сил зла, тьмы, смерти, их главы Ангро - Майнью. Жених входит первый в комнату, возле невесты он справа. Правая сторона – почтение, уважение со стороны будущей жены.
Перед ними две конусообразные горки кристаллизованного сахара, символизирующие сладкую совместную жизнь, в другом случае может быть покрывало над головой, сшитое из двух половинок. Когда-то церемониальные пояса (кошти) жениха и невесты привязывали или сшивали вместе. Сегодня над головой жениха держат поднос, на котором два кусочка ткани, сшитые вместе, игла, семь цветных нитей, ножницы, сырое яйцо, гранат, яблоко, высушенный майоран, белые конфеты и всё прикрыто зеленым платком. Игла и нити намекают на то, что если свекровь будет говорить неприятные вещи невестке, то ей следует зашить рот.
Вещи, которые находятся перед новобрачными, означают важные ценности и пожелания.
• Зеркало олицетворяет чистоту брака. Как только невеста снимает вуаль, первое, что видит жених в зеркале – отражение своей будущей жены.
• Свечи с двух сторон зеркала – свет и огонь, значимые элементы в персидских ритуалах, символизируют ясность будущего брака.
• Живая рыба в аквариуме - жизнь.
• Испеченный по особому рецепту плоский хлеб с корицей – процветание после торжества.
• Поднос с семью разными специями – оберег против злых сил и сглаза, колдовства и пр.
• Корзины с миндалем, грецкими орехами, фундуком, яйцами – изобилие.
• Корзина с гранатами и яблоками – радостное будущее. Гранаты – небесный фрукт, а яблоки посвящены божественному человеческому созданию.
• Красные розы с шипами – прекрасный, но временами причиняющий боль союз.
• Чашка меда подсластит будущую жизнь. После того, как пару поженят, каждый из них должен опустить мизинец в мед и накормить другого.
• Чашка с водой из экстракта роз, специальных персидских роз, наполнят благоуханием воздух.
Чашки с монетами – процветание и богатство.
• Хлеб, сыр фета, свежие травы – счастье и дружба. После церемонии их делят между собой гости.
• Жаровня с горящими углями, опрыснутыми душистой рутой, которую используют во многих зороастрийских ритуалах, обрядах очистки.
• И, конечно, Святая Книга «Авеста», как божье благословение. Некоторые пары предпочитают поэзию Омара Хайяма или сборник стихов Хафиза.
Веселье, песни, хлопанье руками сопровождает церемонию. Молодых осыпают монетами, рисом, цветами, сладкими леденцами, когда они выходят из комнаты.
© Автор: Михайленко Элла специально для LadyDiary.ru
Похожие записи:
Что такое шугаринг, как сделать персидскую депиляцию и видео о том, как сварить шугаринг дома. | Каждый человек хочет быть счастлив, все молодые девушки и парни мечтают о том единственном, с кем... |
Свадьба в стиле 20-х годов прошлого века - отличный выбор для людей, не мыслящих шаблонами. Но бе... | Лето и осень, как правило, весьма урожайны на свадьбы. А чужая свадьба – это отличная возмо... |