Как известно, 90 процентов информации человек получает посредством зрения, а один из основных путей получения информации – чтение. Отсюда следует, чтобы получить больше информации, нужно больше читать, а значит, нужно обладать хорошей скоростью чтения.
Умение быстро читать – свойство высокоорганизованного ума, всепоглощающего внимания, концентрации и… натренированного зрения. Некоторые люди умеют читать образно: не вчитываясь в каждую строчку, а поглощая текст порциями. Скорость у них в несколько раз выше среднестатистического читателя. Таким умением обладали гении человечества: Пушкин, Ленин, Чернышевский и другие. А, к примеру, Бальзак мог прочитать целый роман всего за… полчаса. Но кто сказал, что в вашем ребенке не "сидит" гений? А научиться ведь можно чему угодно, не так ли?
Отчего же зависит скорость чтения? Подмечено, что некоторые люди, а особенно дети, читают как бы в полголоса: двигают губами, языком. В это время они скорее слышат текст, чем видят. А ведь известно, что пропускная способность слухового канала при переработке и усвоении информации в тысячи раз меньше, чем зрительного.
Избавиться от физического недостатка, в частности, мимики, можно. Достаточно плотно сжать зубы, а губы удерживать двумя пальцами. Со временем привычка подключать мышцы лица при чтении исчезнет.
Правда, первое время дети могут перестать понимать прочитанное, но после нескольких тренировок все наладится. Преодолеть «звуковой барьер» немного сложнее, но тоже возможно. Попробуйте следующее: пусть ваш ребенок каждый день минут по 15-20 читает что-нибудь легкое и интересное и во время этого шепотом считает: "один, два, три, четыре" и так далее. Согласно этой методике, его глаза будут постепенно приучаться воспринимать текст чисто визуально, без фонетизации.
Я думаю,не надо пояснять прописные истины, что слишком медленное чтение нередко приводит к потере смысла прочитанного. Ребенок, читающий медленно, больше отвлекается, часто погружается в собственные мысли, и в итоге о таких говорят: «что читал, что кушал, что радио слушал». А все от того, что мозг слабо загружен процессом чтения и легко переключается на посторонние дела. Поэтому так важна дисциплина умственной работы.
Не менее важно уметь следить за основной идеей, заложенной в тексте, за наиболее существенными его частями, пропуская второстепенные. Наконец, очень важна способность запоминать главный стержень прочитанного, его ядро, вокруг которого закручивается сюжет.
Итак, как же увеличить скорость чтения?
Эти советы неприемлемы для детей младших классов, которые только учатся читать, а вот для школьников средних и старших классов очень пригодятся. Чтобы овладеть так называемым «динамическим чтением», нужно научиться:
• водить глазами по странице не слева направо, а сверху вниз;
• за один раз схватывать взглядом группу слов, а не одно – два, как это делают обычно;
• стараться как можно реже останавливаться на прочитанном, и не перечитывать повторно слово или фразу.
Как это действует? Очень просто.
Доказано, что при чтении печатного текста глаз фиксирует только три-четыре буквы, а остальные видит расплывчато, «боковым зрением». Каждый раз глаз делает «скачки», которые происходят за тысячные доли секунды, но читает он только во время «остановок». Причем, останавливается не на всех буквах подряд, а фиксирует лишь следующую порцию через 4-5 букв. Поэтому так важно за один «скачок» глаза охватить как можно большее количество слов, то есть воспринять большее поле обзора.
Для детей помладше можно самому соорудить «ускоритель чтения». Не пугайтесь, это не какой-то хитроумный прибор, а всего лишь бумажная лента, непрерывно движущаяся (ну как в телетексте, когда смотрите программу новостей). Для этого берете текст из двух одинаковых по шрифту и кеглю книг и склеиваете из разрозненных страниц ленту – одна за другой (книги берите такие, чтоб не жалко было). Ребенку дайте кусок картона с прорезью (открывающей взгляду не более пяти строк), чтобы текст он видел лишь через нее, а сами протягивайте перед прорезью ленту. Скорость движения «книжной ленты» можно регулировать, но, желательно, в сторону увеличения.
Тренируя таким образом детей, приучайте их к тому, чтобы не возвращаться по несколько раз к прочитанному. Пусть кроме скорости также тренируют внимательность. Обязательно заведите блокнотик, в который записывайте, за какое время ваше чадо прочитало 2-3 страницы книги. А в конце месяца подводите итоги и сравнивайте успехи.
Впрочем, если вы будете терпеливы в обучении ребенка «скорочтению», то, скорее всего, об успехах вы узнаете из его школьного дневника в виде отличных оценок и положительных отзывов учителей.
© Автор: Денис Кшеминский специально для LadyDiary.ru
Похожие записи:
Рассмотрим приготовление самых популярных коктейлей на основе кофе. | Как лучше понять своё дитя? Что им движет? Что оно переживает? На что необходимо обратить родител... |
Эта прическа из эпохи романтических 60-х годов. Мы вспоминаем милую и мудрую Одри Хепберн, котора... | Покраска стен будет для вас интересной и лёгкой работой, если вы будете знать правильную технику ... |