Высокие цены, относительная простота и низкий потенциал фабричных развивающих и обучающих игрушек побуждают многих мам делать дидактические пособия для ребенка своими руками.
Одним из наиболее распространенных hand made пособий для самых маленьких является развивающий коврик – прекрасное средство для развития у новорожденных сенсорики и мелкой моторики, а у детей постарше – воображения, внимания, логики, представлений о формах, цветах, размерах и окружающем мире. Чтобы создать развивающий коврик своими руками, нужно немного терпения, фантазии и умения шить хотя бы руками. Рассмотрим на примере процесс создания такого чудо-коврика и приведем для этого несколько идей.
Создание развивающего коврика – это ряд последовательных действий, включая:
Шаг 1. Разработку концепции коврика.
Первое, что стоит сделать – придумать, что будет изображено на вашем развивающем коврике. При обдумывании концепции нужно стараться соблюдать компромисс между максимально возможным увеличением потенциала изделия (то есть максимально большим количеством разнообразных деталей) и возможностью соединить все детали в единую картину. Если коврик будет представлять собой набор разрозненных фрагментов, позже придется попотеть над объяснением ребенку, почему на цветах лежит снег, автобус ездит по железной дороге, а яблони растут в аэропорту. Например, коврик может изображать:
- Местность, по которой пролегает дорога (обычная или железная), соединяющая расположенные на разных концах коврика город (многоэтажные дома, дороги со светофорами, магазины, аэропорт) и деревню (маленькие домики, сад, огород, белье на веревках), вдоль дороги поля с цветами и деревья;
- Побережье моря или реки: на реке – корабли, рыбки, на берегу пляж, дома, деревья, цветы;
- Разделенные рекой город и лес (через реку можно прокинуть мост или пустить плавать по реке пароход): в городе дома, дороги, светофоры, фруктовые деревья и клумбы в огородах, а в лесу елки и сосны, кусты, расположенные в разброс цветы и палатка (как на приведенном ниже коврике).
Шаг 2. Определение формы и размера.
Поскольку проще всего в качестве основы для коврика использовать обычный детский пододеяльник (например, размером 145*100 сантиметров), лучше сделать коврик прямоугольной формы с размерами имеющегося в наличии пододеяльника.
Шаг 3. Создание эскиза коврика.
На рис. 1 изображен примерный эскиз (без мелких деталей) развивающего коврика, сделанный в программе Corel Draw. Если вы не умеете работать со специальными компьютерными программами, эскиз можно нарисовать вручную. Эскиз в полную величину рисовать не обязательно, но тогда маленький эскиз лучше делать в масштабе и перед тем, как шить, постараться представить, как будут выглядеть детали в натуральную величину.
Шаг 4. Подбор тканей и фурнитуры.
Для основы коврика, как уже было сказано, можно использовать детский пододеяльник, а в качестве наполнителя стоит использовать либо обычное одеяло, либо сложенный и прошитый в несколько слоев синтепон. На таком коврике ребенку должно быть одновременно и мягко, и тепло.
Ткани для коврика можно не покупать, а использовать ненужные детские и взрослые вещи, ставшие маленькими, немодными, с дефектами в каких-то местах. Главное правило при подборе тканей – стараться выбирать яркие ткани разной фактуры (вельвет, шелк, бархат, фланель, ситец и т.п.). Чем большей разнофактурности материалов вы добьетесь, тем большее разнообразие тактильных ощущений получит ребенок, играя на коврике, а значит, тем интенсивнее будет развиваться мозг, накапливая большой запас разных впечатлений. Яркие однотонные материалы будут лучше восприниматься ребенком, поднимать настроение, способствовать развитию сенсорного восприятия, а в будущем помогут легко изучать цвета.
Также не обязательно покупать новую фурнитуру (замки-молнии, шнурки, пуговицы), а вот различные покупные термо- и пришивные аппликации обогатят коврик.
Шаг 5. Сшивание деталей.
Сшивать отдельные части коврика лучше в таком порядке:
- Сшиваем между собой детали фона;
- Изготавливаем отдельные элементы (дома, деревья и пр.);
- Пришиваем к фону отдельные элементы;
- Пришиваем к фону «липучки» (велькро) для крепления на них самостоятельных элементов;
- Наклеиваем на фон термоаппликации (или пришиваем аппликации);
- Пришиваем фон со всеми элементами к основе;
- Изготавливаем самостоятельные элементы на велькро (животных, тучки, солнышко и т.п.).
Таким способом на основе приведенного эскиза был вручную (без использования швейной машинки) сшит этот развивающий коврик.
На коврике изображены (сверху вниз):
• Небо: сшито из разнофактурных материалов различных оттенков синего;
• Солнце и тучки: мягкие, внутри синтепон, на липучках, можно отрывать и менять местами;
• Большой дом: чердачное окно со ставнями на шнуровке - внутри карман, на верхнем этаже два окна-кармана и окно со ставнями на липучке, на нижнем этаже двери на липучке, окно со ставнями на завязках и окно со шторкой;
• Будка для собачки: дверца на липучке;
• Машинка: колеса крутятся и отрываются (на мягкой пуговице, изготовленные из папки-конверта из ПВХ, обернутые нитками), дверцы на липучке открываются;
• Клумба с цветами: один цветок пришивной (фабричное изделие), остальные – термоаппликации;
• Дорога с «зеброй»;
• Светофор: для изучения правил дорожного движения - легко управляется с помощью мобильных шнурков, к середине которых пришиты красный, желтый, зеленый кружки (например, горит желтый свет – значит, средний кружок находится напротив отверстия посередине, а верхний и нижний сдвинуты вправо или влево шнурками);
• Автобус: с карманами, можно посадить кого-то внутрь;
• Трехэтажный маленький дом: каждый этаж открывается отдельно – верхний на липучке, второй на завязках, третий на мягкой пуговице;
• Яблоня: яблоки пришиты (учиться считать), лестница прячется внутрь (под большим лепестком карман);
• Речка (собранный в складки шелковистый материал);
• Палатка: впереди закрыта на липучку, сбоку карман;
• Цветик-семицветик: каждый лепесток на липучке (на фото только один лепесток) для игры в «Желания» (загадывать желания, отрывая лепестки) и для изучения цветов;
• Деревья: внутри целлофан, шуршат;
• Кусты: замаскированный карман;
• Бабочки и цветы: термоаппликации (учиться считать и изучать различные цвета);
• Трава: разнофактурные сшитые между собой квадраты.
Использовать коврик можно не только как обучающий материал, но и для самых различных игр: например, многочисленные карманы сделаны, чтобы прятать там что-нибудь (например, конфеты) или кого-нибудь (животных, игрушечных человечков). Причем чем старше будет ребенок, тем более разнообразными и интересными могут быть эти игры.
© Автор: Ксения Зародова - Женский журнал
Похожие записи:
В возрасте 2-5 месяцев новорожденный большую часть времени проводит на спине, пытаясь дотянуться ... | Видео урок как легко и просто сделать открытку своими руками. |
Зачастую дом, в котором появился новорожденный, становится похож на магазин мягких игрушек, котор... | Девочки играют в куклы, мальчики любят машинки – но и те, и другие неравнодушны к домикам. ... |