Кажется, изобилие детской литературы на полках книжных магазинов никого не должно оставить равнодушным. Стихи и сказки, рассказы и романы, научно-познавательные и справочные издания, книжки-раскраски и книжки-раскладушки, комиксы и музыкальные книжки… Издания с «голым» текстом или с красочными иллюстрациями, со страницами из тонкой бумаги или прочного картона, мягкие тканевые и пластиковые книжки. Удивительно, но при таком разнообразии есть мамы, которые уходят из книжных магазинов с пустыми руками – это мамы самых маленьких деток.
Что нужно малышу от полугода до полутора лет? Конечно, иллюстрации! Только самые терпеливые детки способны спокойно дождаться, пока мама прочитает вслух текст на странице книжки – даже если это всего лишь четверостишие. Текст малышей интересует мало. Детки стараются поскорей перевернуть страницу, чтобы увидеть новую картинку, или просто теряют интерес к книжке. Яркие, четкие, контрастные картинки, на которых малыш может легко угадать знакомые предметы – те, которые его окружают – вот то, что интересует маленького ребенка. При чем лучше всего воспринимаются изображения, которых на странице немного и которые не сливаются с окружающим текстом, фоном и другими иллюстрациями.
А что предлагается взамен? Множество изображений на разноцветном фоне с нечеткими границами (просто смесь пестрых пятен!), картинки, весьма далекие от действительности (зайцы, похожие на колобка, или слоны, похожие на мышей) или минимум иллюстраций при максимуме текста. И это при том, что на таких книжках указывается возраст – например, от года до трех лет! Мало того, что такие книжки будут не интересны малышу – как дидактическое пособие они тоже никуда не годятся. А ведь книжки годовалому ребенку нужны прежде всего для развития речи, памяти и внимания. Такие, чтобы мама могла с помощью книжки расширять представление ребенка об окружающем мире, учить малыша названиям знакомых и незнакомых предметов, развивать внимание и память играми типа «найди такой-то предмет», «где предмет такого-то цвета?», «какой предмет самый большой?» и т.п. Существуют и другие требования к книжкам для малышей: у них должны быть плотные страницы, чтобы ребенку труднее было их порвать и чтобы малыш сам мог переворачивать странички, развивая тактильное восприятие. Еще лучше, если книжка будет небольшая, чтобы ребенку было удобнее ее «читать», а странички будут моющимися. Где же взять такую книжку?
Конечно, сделать самим!
Для этого понадобятся:
- 1 тонкий альбом на 36 фотографий 10*15;
- 12 листов цветной бумаги одного или двух цветов для фона (из стандартного листа формата А4 можно сделать 3 страницы книжки);
- Стопка старых журналов (о воспитании детей, доме, здоровье, красоте и моде, кулинарии и садоводстве) и каталогов (например, в каталогах бытовой техники и товаров для дома много отличных изображений), подойдут также обертки от шоколада, картонные коробки от детских товаров и другие бумажные материалы с яркими картинками;
- Ножницы, клей-карандаш, линейка, ручка или карандаш («раскраивать» цветную бумагу);
- 4 часа свободного времени.
Первым делом нужно найти и вырезать картинки и фотографии. Чем правдоподобнее они будут, тем лучше. Картинки лучше подбирать и в дальнейшем размещать на страницах, группируя по тематикам, например: одежда и обувь, посуда, игрушки, мебель, бытовая техника, овощи, фрукты, транспортные средства, животные и т.д. Можно вырезать изображения детей, фотографии близких родственников и самого малыша.
Далее вырезаем страницы книжки: они должны быть 10*15 сантиметров, чтобы потом их, как фотографии, можно было вставить в альбом.
Наклеиваем картинки на вырезанные страницы книжки и готовые странички вставляем в альбом. Книжка готова!
Можно заложить в книжке развивающие функции, которые помогут обучать ребенка:
- Цветам: для этого нужно вырезать одинаковые предметы разного цвета – например, шары;
- Геометрическим фигурам: нужно вырезать из бумаги одного цвета геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, пятиугольник и т.д.;
- Размерам: можно вырезать несколько пар одинаковых предметов (больших и маленьких) для изучения понятий «больше-меньше» либо вырезать целых ряд одинаковых предметов разного размера;
- Или чему-то другому – тому, что подскажет фантазия и знание интересов и способностей своего ребенка (для детей постарше это могут быть, например, счет или буквы).
Книжка удобна тем, что странички можно будет менять и дополнять – например, когда ребенок будет учиться читать, под каждой картинкой можно будет написать название изображенного предмета. Можно сделать и несколько книжек разной тематики с крупными изображениями (по одному на страницу).
Такие книжки станут самыми любимыми у малыша, да и процесс их изготовления вместе с мамой ему тоже понравится!
© Автор: Ксения Зародова - Женский журнал
Похожие записи:
Разнообразие детской литературы огромно. Нелегко соперничать по красочности полиграфии с изданиям... | Паззлы – это тренировка и для детских ручек, и для ума, игра, развивающая умение логически ... |
Идеи для развития мелкой моторики ребенка с помощью безопасных средств. Идеи не подразумевают ник... | Рецепты закусок для детей к Хэллоуину - Дню всех святых: Забавные съедобные мышки - совсем как жи... |