То, что каждому ребенку необходим индивидуальный подход, сомнений давно не вызывает. Как и тот факт, что возраст, когда начинаются «проблемы» с детьми, становится все более юным.
Впервые мамы сталкиваются с трудностями в воспитании детей уже начиная с пяти лет, и при этом вынуждены обращаться к психологу.
Проблемные дети-дошкольники с точки зрения возможности их воспитания и управления их поведением – это не дети-невротики, которым свойственные нервные срывы, страхи и другие существенные расстройства психики. Однако к ним невозможно применять обычные методы воспитания и воздействия, потому что поведение их характеризуется совсем иным уровнем самооценки, амбиций и контроля эмоций, чем у детей благополучных.
Если такие дети в чем-то беспомощны и испытывают дискомфорт, они не будут явно показывать свои эмоции. Зато проблемный ребенок может удивить родителей внезапной вспышкой обидчивости, упрямства в отстаивании своих интересов и выбранной позиции – то, что традиционно называется «капризами».
Проблемные дети часто вовсе не выглядят неуправляемыми нарушителями дисциплины, которые ведут себя слишком шумно, хулиганят, наносят увечья и себе, и другим детям. Интересно, что эти дети, наоборот, могут провоцировать других детей, возможно, невротиков или с низким самоконтролем, внушаемых, на дурные поступки. На первый взгляд получается, что они ни при чем.
Обрисуем конкретную ситуацию. На занятиях в старшей группе детского сада мальчик А ведет себя очень прилежно, вдумчиво слушает воспитательницу, правильно отвечает на вопросы. Его друг, мальчик Б, никак не может сосредоточиться, шалит, смеется, отвлекается. Дети, сидящие вокруг мальчика А, тоже постоянно о чем-то переговариваются.
На первый взгляд, мальчик А ни в чем не виноват, наоборот, его поведение безукоризненно. Однако если уделить ему более пристальное внимание, окажется, что своим поведением, отдельными репликами он «заводит» своих друзей, манипулирует ими, подчиняет себе. И это приносит ему некоторое моральное удовлетворение, поскольку на фоне других бестолковых озорников мальчик А оказывается самым умным и примерным ребенком.
В чем причина такого «вредного» поведения? Детские психологи считают, что она заключается в неуверенности. Проблемные дети постоянно ищут признания окружающими своих заслуг, своей привлекательности, своей исключительности. И если обычные дети просто ждут похвалы и радуются ей, то проблемные – стремятся, неустанно и постоянно, убедить окружающих, найти подтверждение, хотя при всех успехах своей тактики успокоиться они не могут. Более того, если их уловки дают сбой – для проблемного ребенка это настоящая трагедия, он сильно страдает и не сможет успокоиться, пока не повернет ситуацию себе на пользу.
Неуверенность в себе проявляется в том, что ребенок:
- отказывается что-либо делать (из страха неудачи);
- в ходе своих действий (решения задачи, упражнения) часто обращается к воспитательнице или родителям, чтобы убедиться в правильности;
- время от времени интересуется тем, как справляются остальные, и радуется, если обнаружит заведомые ошибки.
Некоторые проблемные дети пытаются обратить на себя внимание тем, что постоянно первыми стараются дать ответ, тянут руку, и т.д.
Следует обратить внимание на то, что подобный ребенок склонен к преувеличению и своих успехов, и своих неудач, и способен очень негативно, с обидой реагировать на того, кто его недооценил.
Таким образом, становится понятно, что не только сторонним воспитателям, но и в большей мере родителям надо искать особые подходы к проблемному ребенку. Если не учесть этого факта, то обиды и недоразумения, возникшие в самом раннем детстве, способны стать еще более крупной проблемой, когда ваш ребенок вырастет.
© Автор: Наталья Зайцева - Женский журнал
Похожие записи:
Жизнь очень сложная штука и то, что нам казалось в ранней юности и ее реалии, это диаметрально пр... | Режиссёр документального фильма о «Новых детях» – Валерий Шатин. Это первая рос... |
Видеоролик будет полезен для врачей, учителей, психологов и родителям. Все мы замечали, что в наш... | Память плода тесно связана с дородовой средой – это ощущения плода и будущего ребёнка, кото... |