Языковые игры – мощное средство для развития ребёнка. Они стимулируют интеллект, творческое мышление, способствуют пополнению словарного запаса. Небольшие изменения правил позволяют легко корректировать сложность упражнений, сделав освоение родного языка (а родной язык ребёнку приходится осваивать нередко с не меньшими усилиями, чем иностранный) интересным и увлекательным.
В этой статье речь пойдёт о лингвистических играх, ориентированных на работу, прежде всего, с формой слова. Их правила основаны на формальных особенностях слова, схемах его внутреннего устройства, поэтому они позволяют обратить внимание на строение языка.
Вот, например, простейшее упражнение, связанное со звуковой стороной слова. Игра «Поймай звук» предназначена для нескольких участников и ведущего. Ведущий устанавливает, какой звук должны «ловить» участники (полезно выбрать звук, который нечасто встречается в речи, например з или х), а затем читает вслух текст. Участник, услышавший слово с заданным звуком, должен тут же повторить его вслух, и тот, кто повторил слово первым, получает очко. Игра тренирует внимание и обращает внимание на звуковую сторону речи, развивает умение слушать.
Сходное упражнение может быть ориентировано и на говорение, а не на слушание: ведущий устанавливает некое ограничение (запрет употреблять какое-нибудь частое слово или звук) или искажение (например, подмену одного звука другим), а потом, когда участники беседуют на заданную им тему, ведут счёт ошибкам. Как ни парадоксально, такое упражнение на сознательное искажение слов способствует развитию правильной речи, поскольку учит отличать правильное от неправильного и контролировать произношение.
На расширение словарного запаса направлено такое упражнение. Лучше, когда есть несколько соревнующихся игроков, но можно сыграть с ребёнком и вдвоём. Игроки выстраиваются в шеренгу, и ведущий (взрослый), бросает одному из них мяч и называет какой-нибудь слог. Поймавший должен тут же бросить мяч обратно ведущему, дополнив этот слог до целого слова. Если игрок не смог быстро придумать слово, он выбывает, и так пока не останется один победитель.
В играх, описанных выше, на основе некоторого правила (присутствие определённой буквы или слога) подбираются заранее известные слова. Существует и другой тип игр с формальными условиями, которые направлены на создание нового смысла. Они в большей степени способствуют развитию творческого мышления и воображения.
Интересной может оказаться, к примеру, игра в расшифровку аббревиатуры. Для игры выбирается какое-нибудь слово, обычно недлинное, и каждая из его букв, кроме тех, с которых слово начинаться не может, раскрывается до целого слова, как если бы оно было аббревиатурой. При этом нужно стараться создать такую расшифровку, которая в сочетании с самим словом создаст комический эффект.
Игра направлена не столько на выявление победителя, сколько на развитие фантазии и получение удовольствия всеми участниками. Забавно бывает, например, расшифровывать как аббревиатуры не только отдельные слова, но и короткие фразы или фамилии присутствующих. Такая забава доставит удовольствие и взрослым, и детям.
Игры такого типа возможны и с обращением к более высоким уровням языка, например, к грамматике. Одна из таких игр – «Бег по кругу». Ведущий придумывает определённую последовательность частей речи и, обозначив их буквами, записывает в виде круга.
Например, С – С – Г – П – С… - существительное – существительное – глагол – прилагательное существительное. Этой последовательности будет соответствовать фраза вроде «Кот мышь цапнул мягкой лапой». Более длинная фраза может проходить по кругу и несколько раз. Участники по очереди, продолжают друг друга, пытаются составить связный рассказ, соблюдая заданную ведущим последовательность частей речи и тему.
Кстати, сходным образом можно помочь школьнику научиться связно излагать свои мысли. Нередко дети, рассказывая о каком-то сильном впечатлении, как бы захлёбываются словами, а это уместно не во всех ситуациях.
Предложите младшему школьнику такое упражнение.
Поставьте перед ним несколько коробочек с надписями соответственно «прилагательные», «существительные», «глаголы» или, хотя бы «предметы» и «действия». Он должен держать в руках фишки или счётные палочки и, рассказывая, класть их по одной в соответствующие коробочки. Такое задание заставляет дополнительно обдумывать слова, делает речь более связной и вырабатывает привычку к осмысленной и выстроенной речи.
© Автор: Мария Романова специально для LadyDiary.ru
Похожие записи:
Поток информации, с которым приходится справляться современному человеку, всё больше возрастает. ... |
Не сутулим больше спинку – начинаем мы разминку! |
Малоподвижный образ жизни является настоящей проблемой в современном обществе. Наши дети стали за... | Первое самостоятельное знакомство ребенка с потенциальными друзьями, хорошими знакомыми происходи... |