Мы хотим, чтобы наши дети были самыми-самыми. Читать научились раньше, чем говорить, английский освоили наравне с русским, увлекались не рэпом, а Моцартом... Потому и отдаем их, чуть ли не с пеленок на дополнительные занятия. Правильно ли это?
Зайдите в любой детский клуб, и вы увидите, что там полным-полно "мелкотни" — детей в возрасте 2—3 лет. Вся эта шумно-веселая компания резвится в коридорах, время от времени исчезая в классах, где идут занятия лепкой, рисованием, музыкой, танцами, математикой и прочее. Но хорошая ли это идея — отдавать чадо в секции-кружки в таком возрасте? Может, лучше не спешить, подождать лет до 6—7?
РОДИЛСЯ? НА ЗАНЯТИЯ!
Папы и мамы, ратующие за раннее образование, чаще всего выдвигают два основных аргумента. Первый — знаний много не бывает. Особо продвинутые даже подкрепляют свою позицию доводами ученых. Дескать, психологи давно установили, что именно в возрасте 3—4 лет ребенок впитывает новую информацию как губка. А американские специалисты вообще доказали, что первые представления о той же математике у ребенка появляются до того, как он начинает... ходить и говорить.
Второй аргумент заключается в следующем: "Пусть лучше делом занимается, чем играет целыми днями".
Взрослые правы и не правы одновременно. 3—4 года — возраст с точки зрения обучаемости действительно прекрасный. Однако родители забывают одну простую истину: главным занятием детей до 7 лет должна оставаться игра (именно в ней они познают мир!), а не разучивание таблицы умножения или старательное чтение по слогам "Слова о полку Игореве".
Впрочем, это, конечно, не означает, Дополнительное обучение никому не помешает. Но при одном условии — ребенку оно должно нравиться. А вот если вы будете за шкирку таскать чадо в детский клуб (пусть даже самый модный), это приведет к отторжению учебы в принципе.
Итак, какие же дополнительные занятия показаны дошколятам?
• Психологи советуют записать ребенка в группу, где развивающие предметы чередуются с развлекательными: математика с танцами, рисование с чтением, занятия лепкой с гимнастикой... Выискивать какие-либо склонности у таких крох ("Посмотрите, мой сын — явный гуманитарий!" или "Моя дочь — прирожденная художница!") бессмысленно:
• Очень полезны для дошкольников лепка из пластилина, глины, теста, игры с конструктором и прочие занятия, развивающие мелкую моторику рук. Но такие уроки должен вести опытный педагог, способный заинтересовать ребенка и быстро провести занятие, пока малыш не устал. В противном случае урок станет для него пыткой.
• Из музыкальных занятий дошкольникам больше всего нравятся танцы и пение. А вот игра на музыкальных инструментах, хоть и развивает мелкую моторику, часто вызывает раздражение.
Поэтому, если ребенок отказывается разучивать гаммы, просто почаще включайте классическую музыку. Тем самым вы привьете ему хороший музыкальный вкус (а к гаммам можно будет вернуться и попозже).
• Вы видите своего ребенка спортсменом? Прекрасно, но пока лучше... забыть о соревновательных видах спорта. Дети до 7 лет считают себя самыми лучшими (это важный этап развития!), болезненно переживают поражение. И если взрослые раньше времени лишат малыша его "самовлюбленности", в дальнейшем ему будет довольно сложно общаться с людьми.
• Изучение иностранного языка параллельно с родным (если в этом нет острой необходимости) — не самый лучший вариант. Да, малыши 2—5-летнего возраста гораздо легче, чем даже 6—7-летние, запоминают иностранные слова.
Однако, по наблюдению педагогов, дети-билингвы, то есть те, у кого мама и папа говорят на разных языках (либо родившиеся за границей и вынужденные осваивать 2 языка сразу), заговаривают намного позже обычных малышей. Нередко у них возникает "каша" из нескольких языков: ребенок строит фразу на русском, то и дело, вставляя в нее английские или, например, немецкие слова.
ТИШЕ ЕДЕШЬ...
Вот мы и подобрались к возрасту 7 лет — тому периоду, когда ребенок идет в школу. Казалось бы, самое время сейчас загрузить его на полную катушку — и спортом, и театралкой, и Моцартом, но опять же придется какое-то время... подождать.
Большинство специалистов сходятся во мнении: в первом классе ребенку лучше не иметь никаких дополнительных занятий, даже таких, которые на первый взгляд ничего общего с обучением не имеют. Ведь первый год — самый тяжелый в плане адаптации.
Представьте: ребенок прыгал-бегал столько лет, сидя за партой от силы один час в день, а теперь все наоборот — надо грызть гранит науки, отодвигая игру на задний план. Понятно, что на этом фоне груз дополнительных занятий может стать слишком весомым.
{mospagebreak}
Впрочем, из этого правила тоже могут быть исключения.
• Если вы видите, что ребенку легко дается учеба, и он не сидит за тетрадками-учебниками до ночи, можно пару раз в неделю водить его в секции и кружки. Первоклашкам обоих полов показаны занятия хореографией — это помогает справиться с интеллектуальным напряжением, а также научиться организованности.
• Рекомендую дополнительное образование и тем детям, которые волею обстоятельств предоставлены сами себе и проводят много времени у телевизора или компьютера. В таком случае спортивные либо музыкальные занятия — безусловно, лучшая альтернатива.
• Не стоит резко бросать секции и кружки, которые ребенок посещал до школы. Если чаду сложно совмещать их с учебой, имеет смысл сократить количество дополнительных занятий до 1—2 в неделю. Причем желательно водить его на эти занятия в будни — у детей тоже должны быть полноценные выходные, в том числе от балета, музыки и рисования.
ИСКУССТВО УГОВОРА
К моменту окончания начальной школы интересы ребенка, как правило, проявляются довольно четко. Нет, конечно, не всегда понятно, кто ваше чадо — физик или лирик, но вот с увлечениями все более-менее ясно. Одни в это время изготавливают украшения из бусин, другие мастерят что-то из шишек, третьи пробуют делать игрушечные самолеты, четвертые не расстаются с плеером...
Не всегда детские увлечения нравятся родителям, однако психологи уверены: занятия вне школы должны быть в унисон его хобби.
Вот несколько рекомендаций:
• Если ваше чадо любит животных, можно отдать его в конноспортивную секцию (в некоторые принимают детей с 10 лет). Верховая езда — отличный способ сбросить нервное напряжение, усталость, укрепить осанку.
Кстати, последнее в этом возрасте очень важно: сколиоз (искривление позвоночника) не зря называют болезнью роста. Он развивается и прогрессирует как раз между 10—15 годами, когда ребенок интенсивно растет.
• В этот период показаны занятия музыкой. Фортепиано, гитара, скрипка — пусть ребенок сам выберет инструмент, на котором хотел бы играть (как показывает практика, дети нередко осваивают два и более инструмента). Да, это требует дисциплинированности (занятия в музыкальной школе проходят 2—3 раза в неделю), но ребенок в таком возрасте уже, как правило, умеет планировать свое время.
• Для ребенка сейчас большое значение имеет мнение родителей, поэтому вы можете мягко подтолкнуть чадо к принятию того или иного решения (но не заставлять!). Вероятно, он с вами согласится.
ОТ ДИЗАЙНА ДО ЭКСТРИМА
Совсем непросто обстоит дело с подростками. Для них гораздо важнее точка зрения сверстников, чем мамы с папой. Поэтому заставить свое повзрослевшее чадо заниматься плаванием 5 раз в неделю или играть целыми днями на скрипке практически нереально.
Против каких же занятий вряд ли будут возражать подростки?
• Как показывают исследования, любимые увлечения юношей-подростков — футбол, велосипедный спорт, коньки. Девушек — аэробика, шейпинг, плавание, театральная студия, современные танцы. Психологи считают, что каждый четвертый ребенок в возрасте от 13 до 16 лет имеет не менее 5 хобби. Причем более 40% остаются верными своим увлечениям 2 года и более (при условии, что они ему нравятся).
• В подростковом возрасте многие дети, ранее занимавшиеся музыкой, либо продолжают это делать углубленно (музыка становится больше, чем просто хобби), либо... бросают музыкальную школу. Досаду родителей в последнем случае понять можно: они видели сына или дочь великими пианистами, а те на пушечный выстрел отказываются подходить к фортепиано! Однако психологи успокаивают: классическая музыка уже успела заложить тот прочный фундамент, который будет противостоять нашествию третьеразрядной попсы.
• Неплохой вариант для подростков обоих полов — пойти на курсы фотографии. Кто знает, может быть, хобби в будущем станет их профессией? Таких случаев немало... Еще один модный вариант — курсы дизайна, неважно, касается ли это одежды, оформления дома или, например, создания украшений.
• Экстремальный спорт — еще один бзик подростков, особенно юношей. Скейтборд, горные лыжи, роликовые коньки — вот далеко не полный арсенал, который наверняка хранится у вас дома. Мнение родителей на этот счет неоднозначно: с одной стороны, пусть лучше чадо проводит вечера в скейт-парке, а каникулы — в горах, чем сидит в подъезде с пивом. Однако спорт, экстремальный особенно, травмоопасен.
Задача родителей — не отговаривать ребенка от хобби (все равно не поможет), а купить качественные лыжи, ролики и прочее оборудование. Плюс эффективную "защиту" — без нее не обойтись.
© Автор: Елена Влади специально для LadyDiary.ru
Похожие записи:
Мягкие, сочные внутри, с золотистой хрустящей корочкой снаружи, жареные кабачки способны удовлетв... | По научным данным, около 60% знаний человек получает до 6 лет. И в зависимости от того, насколько... |
Здоровая самооценка – это защита ребенка от проблем окружающего мира. Дети, которые хорошо ... | Многие женщины в период беременности задаются вопросом: можно ли продолжать привычную физическую ... |